В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос, куда всегда хочется вернуться, где его любят и ждут. Это его маленькая Родина, на которую всегда неумолимо тянет. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.
За что я люблю свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родилась, живу, река, на которой мы с друзьями купаемся с малого детства. Наши матери и бабушки с младенчества рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу со своей экосистемой. Его речушки, родники, поля, луга, которым не видно конца. Как хорошо встать рано поутру, пойти в любимое место; сидишь – тишина, покой, и тогда ты понимаешь, что где бы ты ни был, твоё сердце всегда будет принадлежать тому месту на карте, где ты родился и вырос.
Многие писатели пытались внушить народу любовь к отечеству. Так некоторые из них писали: "Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для благосостояния?" Эти замечательные слова написал наш соотечественник Константин Георгиевич Паустовский, а он, как известно, имел неограниченную любовь к Родине, отчизне. И, правда, почёму мы должны любить за что-то, когда можно просто любить, от души и чистого сердца. Мы должны любить свою Родину так, как младенец любит свою мать, чистой и неиспорченной душой! Хотя родной край – это необязательно то - место, где родился, это может быть то место, где человеку легко, где его душа отдыхает и поднимается в небеса. На мой взгляд, никто не может так любить Родину, как любит русский человек. Сколько русский народ претерпел за все годы, но никогда не отступил перед лицом опасности, потому что любовь к родине даёт силы и жажду к жизни. Так было, и так будет всегда, пока мы существуем. Хотя вряд ли человек задумывается над таким вопросом, но в душе, в самой глубине, в её закоулках и углах ещё сохранилось, то доброе и светлое чувство, которое даёт жизнь и продолжение рода человеческого: любовь к родине. И никто не может выразить словами или жестами, но этого и не требуется, это понятно без слов.
На широких просторах, между Волгой и Уралом, в междуречье Оки и Суры, раскинулась древняя земля Мордовия. С далеких времен мордовский край навечно вошел в состав России. Около шести веков живут рядом, плечом к плечу, народы - братья — мордовский и русский. Посреди славянского моря, островок звучных мордовских названий: Виндрой, Явас, Потьма, Лямбирь. Россия всегда славилась своими просторами и широкой душой русского человека. И Мордовия в этом отношении, не исключение.
Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их яркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.
Мордовия богата и своей природой, где поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории, и своими талантами: писателями, краеведами, учеными, музыкантами, художниками. Это и великий исторический и государственный деятель земли русской Патриарх Никон, и один из создателей Черноморского флота России граф Николай Семенович Мордвинов, и известный деятель российской исторической науки Василий Осипович Ключевский. Всемирно известный скульптор Степан Дмитриевич Нефедов - Эрьзя, художник Федот Васильевич Сычков, первый мордовский композитор Леонтий Петрович Кирюков, величайшие писатели – Андрей Куторкин, Кузьма Абрамов, Владимир Кижняев, Александр Щеглов. Теснейшим образом с нашим краем связаны имена выдающихся полководцев восемнадцатого века Федора Федоровича Ушакова, Петра Александровича Румянцева, поэтов Николая Платоновича Огарева, Александра Ивановича Полежаева, философа Михаила Михайловича Бахтина. А наши олимпийские чемпионы. Это и олимпийский чемпион тысяча девятьсот шестидесятого года Петр Болотников, и чемпион олимпиады две тысячи четвертого года в Афинах борец Алексей Мишин, и ходоки Валерий Борчин, Ольга Каниськина, Дмитрий Нижегородов, боксер Олег Москаев и многие другие, и каждый из них замечателен и неповторим.
Течет река, омывая своими водами берега. А на тех берегах стоит село – уголок непередаваемой красоты природы, добрых, отзывчивых людей, великих тружеников. Село окружают зеленые луга с множественными озерами, небольшие овражки с ручьями в зарослях, просторные хлебные поля и тишина дубовых рощ. Сколько здесь прелести, зелени, птичьего говора! Это старинное мордовское село со звучным названием – Каньгуши. Бок о бок живут здесь многие годы мордва и русские. Вместе сеют и убирают хлеб, вместе растят детей, вместе сохраняют традиции, сложенные предками.
Из исторических источников известно, что на месте сегодняшнего села располагался стан хана Бехана. Именно он в тысяча триста восемьдесят восьмом году основал на этом месте новое становище. Сначала князь Бехан был владельцем города Сараклыч (ныне город Саров). Князь Бехан владел многими городами и селениями, татарскими и мордовскими. Но от частых нападений на него, он переселился за реку Мокшу, где сегодня располагается село Каньгуши, и там построил себе жилище, обнеся его земляным валом. Следы этого вала видны и сейчас. Также до сих пор сохранились остатки и его хозяйственной деятельности - поросты конопли, которую стала возделывать поселившаяся здесь в семнадцатом веке мордва. Из конопли делали паклю и вязали вручную материал для одежды. Название села происходит от мордовского слова «каньф» - конопля и «куж» - поляна, конопляная поляна. При изучении курса истории и культуры мордовского края, дети ходят на экскурсию, на окраину села, где до сегодняшних дней сохранились останки поселения основанного татарским ханом. В прошлом году в наше село приезжали учёные-историки из Башкортостана и среди них известный башкирский писатель Виль Казыханов. Они собирают исторические факты о своих корнях, ищут поселения, основанные татарскими ханами на территории Мордовии, потому что кангуш в переводе с татарского означает «хан и его орда». Совместно с учителем истории учащимися ведется переписка по обмену исторической информацией.
В середине села, на пригорке, и по сегодняшний день стоит церковь. По своей архитектуре, она по праву является памятником истории и культуры. Наша церковь имеет очень давнюю историю. Первая церковь Рождества Христова, с приделом Успенья Божьей Матери, в нашем селе была построена в тысяча восемьсотом году. Из каньгушанских священнослужителей наиболее известные - это Александров Иван Петрович, Законов Александр Иванович. При священнослужителе Константине Уранове, в конце девятнадцатого века, началось строительство нового храма. И седьмого сентября тысяча девятьсот второго года новый храм был освящен. В годы советской власти храм был закрыт. В тысяча девятьсот девяносто втором году началось возрождение работы церкви. Местные жители принесли в церковь иконы, которые сохранили в советское время. За последние годы в храме был проведен большой ремонт, заменили крышу, купола, кресты. Сейчас ведутся работы по отделки внутри помещения церкви. В настоящее время церковь является, действующей и очень отрадно, что жители села смогли сохранить такое замечательное архитектурное сооружение.
Национальным достоянием села, уголком национальной культуры является здание сельской библиотеки, где собран богатейший материал о национальных традициях, культуре, предметах быта, истории мордовского народа. Коллекция предметов материальной культуры, собранные в краеведческом уголке позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, лучше понять для чего служили эти предметы, как их использовали. Предметы таких коллекций можно подержать в руках. Дети с удовольствием посещают краеведческий уголок сельской библиотеки.
Замечательным земляком, прославившим мордовское село из глубинки, является Черапкин Иван Иванович. Иван Черапкин родился в тысяча девятьсот сорок пятом году в семье колхозника. Красота родной природы пробудила в мальчике чувство прекрасного. Его способности питали и занятия матери. Она была на всю округу знаменитой вышивальщицей панаров. В тысяча девятьсот шестьдесят втором году Иван поступил учиться в Саранскую художественную школу, где с помощью художников-наставников постигал секреты живописи. С тысяча девятьсот девяностого года И.И. Черапкин преподает в Московском государственном академическом институте имени Сурикова. В две тысяча шестом году стал профессором кафедры скульптуры. Скульптор создал целые скульптурные циклы. Мы очень гордимся своим знаменитым земляком.
В центре села расположен памятник погибшим воинам Великой Отечественной Войны. Каньгушанцы свято чтят память своих земляков. В школе оформлен стенд «Герои-земляки» с фотографиями участников войны. Волонтерский отряд оказывает помощь престарелым пенсионерам, организовывает встречи с ветеранами войны, «Снежные десанты», в зимнее время учащиеся очищают памятник от снега.
Родники…. Редко кому удается пройти мимо и не зачерпнуть, не попробовать его водицы. В благодарность за живительную влагу человек обустраивает, облагораживает родники, и вода в них служит спасением уставшему путнику, дает ему силы для дальней дороги. Недалеко от нашего села, в пойме реки Мокша, тоже есть родник. Сначала родник был просто неприметным ручейком с чистой прохладной водой. Жители села очистили родник, священник местной церкви освятил его, и сейчас родник является святым местом, куда приходят люди.
Среди лесов, полей и речек,
Живет мое село – часть сердца моего.
И где б мы не бывали, в далекой стороне,
Повсюду вспоминаем мы о своем селе.
Я очень люблю свое село, и хочу, чтобы оно не старело, и всегда можно было бы вернуться туда, где тебя любят и ждут.
Мордовия – моя малая родина, она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И я, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась, хорошела с каждым днем. Свое сочинение мне хотелось бы закончить такими строками:
Живи, Мордовия моя, храни небесный свет.
Твои прекрасные поля, осыпал лунный свет.
Живи, Мордовия моя, не зная горьких бед.
Мне без тебя в чужих краях, другого счастья нет!
|